Артуро Перес-Реверте "Вспоминая
Сократа"
Что замечательно в книгах – они как бусинки в четках:
стоит потянуть за одну, и за ней неизбежно потянутся другие, которые тебя
куда-нибудь да приведут. Так плетутся удивительные – на первый взгляд невозможные – связи, и
путеводная нить в них – ты сам. Иногда, однако, эти ассоциации очевидны.
Логичны. Те, что бросаются в глаза и приводят в замешательство, потому что
несмотря на их очевидность раньше ты не мог их разглядеть. Вот, что пришло мне
в голову, когда я перелистывал “Воспоминания
о Сократе” Ксенофонта – того, что также поведал (потому
что сам был участником) об отступлении из Персии 10000 греческих солдат, чью
эпопею мы знаем из его “Анабасиса”.
С тех пор, как я перевёл его в школе, я иногда возвращаюсь к Ксенофонту и не раз представлял себе, как они продвигаются по
вражеской территории в поисках выхода к морю, чтобы вернуться домой –
окружённые врагами и осознающие, что поражение равнозначно уничтожению; эту
историю я считаю, поразительным примером, полезным во многих смыслах и для
современного человека.
Но я отвлёкся. Итак, я пребывал в компании моего
приятеля Ксенофонта и, перелистывая книгу, дошёл до
строк, которые заставили меня встать и поискать на полках другую, потом ещё
одну; в результате, я сидел в окружении четырёх или пяти раскрытых книг,
сравнивая цитаты и используя для всех их как ключ книгу моего дорогого друга
Лучано Канфоры “Опасная
профессия”. В какой-то момент я включил телевизор, чтобы посмотреть
новости, и тут (вот ведь совпадение!) некий политик – не поймёшь, то ли
проходимец, то ли просто болтун, хотя, скорее всего, и то и другое, – произнёс
буквально следующее: “При настоящей
демократии глас народа выше любого закона”. И услышав это, я сказал себе: “Подумать только! А ведь скорей всего я
бы это проглотил, – уж больно красиво и складно звучит, – если бы не провёл
предыдущие три часа в компании с Сократом, Ксенофонтом, Канфорой и кое с
кем ещё, погрузившись в молчаливое и почтительное чтение.” А я не Эфидем,
который, по словам Сократа, говорил: “Я никогда не заботился о том, чтобы
иметь мудрого учителя, и провёл жизнь, не только не желая учиться ничему и ни у
кого, но и похваляясь этим”.
Вот в чем польза книг. Они помогают разобраться, что к
чему. И если ты живёшь при настоящей демократии, и появляется бесстыжий политик
или болтун (или и то и другое в
одном лице) – зовётся ли он Эфидемом, или как-то
иначе, – и говорит тебе, что
глас народа, выше закона, ты вспоминаешь Сократа. И то, что казалось истиной,
уже таковой не кажется. Тебе становится
смешно; хотя если ты испанец, и тебе, естественно, сейчас не до смеха, ты
просто плюёшься и чертыхаешься. Потому что ты вспоминаешь битву при Аргинусских островах (406 г до н.э.), после которой
несколько афинских стратегов были
обвинены в продажности и приговорены к смерти народным собранием, которое
просто наплевало на юридические формальности. “Недопустимо, чтобы народу препятствовали в осуществлении его воли”
– таков был аргумент, провозглашавший превосходство этой воли над законом,
строго следуя которому, стратегов следовало бы оправдать. И что ещё показательно
– судьям при этом тоже угрожали: мол, если те не согласятся с мнением
суверенного народа, то сами будут осуждены вместе со стратегами. Разумеется, судьи все поняли и
присоединились к “воле народа”. А стратеги были казнены. Только Сократ,
который был одним из судей, был против. Один против всех. “Какая, к черту,
воля народа”, – сказал он. Он признавал только власть закона. И остался в
одиночестве.
Афиняне этого не забыли. “Общественное мнение” не простило Сократу, который отказался
одобрить насилие над законом – даже во имя реальной или мнимой воли народа. И
позднее это повлияло на его собственный процесс, когда его приговорили к тому,
чтобы он выпил яд. Тогда Сократ тоже остался верен себе. Вместо того, чтобы
бежать, – а он мог это сделать,
– он остался в Афинах и
исполнил закон, который его приговорил, заплатив жизнью за свою достойную
последовательность.
А сейчас, просто из любопытства, спросите себя, сколько
испанских политиков знают, кто такой Сократ? И какое им до него дело?
XL Semanal
08/12/2014