Артуро Перес-Реверте  "Вспоминая Сократа"

 

Что замечательно в книгах – они как бусинки в четках: стоит потянуть за одну, и за ней неизбежно потянутся другие, которые тебя куда-нибудь да приведут. Так плетутся удивительные  – на первый взгляд невозможные – связи, и путеводная нить в них – ты сам. Иногда, однако, эти ассоциации очевидны. Логичны. Те, что бросаются в глаза и приводят в замешательство, потому что несмотря на их очевидность раньше ты не мог их разглядеть. Вот, что пришло мне в голову, когда я перелистывал “Воспоминания о СократеКсенофонта – того, что также поведал (потому что сам был участником) об отступлении из Персии 10000 греческих солдат, чью эпопею мы знаем из его “Анабасиса”. С тех пор, как я перевёл его в школе, я иногда возвращаюсь к Ксенофонту и не раз представлял себе, как они продвигаются по вражеской территории в поисках выхода к морю, чтобы вернуться домой – окружённые врагами и осознающие, что поражение равнозначно уничтожению; эту историю я считаю, поразительным примером, полезным во многих смыслах и для современного человека.  

Но я отвлёкся. Итак, я пребывал в компании моего приятеля Ксенофонта и, перелистывая книгу, дошёл до строк, которые заставили меня встать и поискать на полках другую, потом ещё одну; в результате, я сидел в окружении четырёх или пяти раскрытых книг, сравнивая цитаты и используя для всех их как ключ книгу моего дорогого друга Лучано КанфорыОпасная профессия”. В какой-то момент я включил телевизор, чтобы посмотреть новости, и тут (вот ведь совпадение!) некий политик – не поймёшь, то ли проходимец, то ли просто болтун, хотя, скорее всего, и то и другое, – произнёс буквально следующее: “При настоящей демократии глас народа выше любого закона”. И услышав это, я сказал себе: “Подумать только! А ведь скорей всего я бы это проглотил, – уж больно красиво и складно звучит, – если бы не провёл предыдущие три часа в компании с Сократом, Ксенофонтом,  Канфорой и кое с кем ещё, погрузившись в молчаливое и почтительное чтение.”  А я не Эфидем, который, по словам Сократа, говорил: “Я никогда не заботился о том, чтобы иметь мудрого учителя, и провёл жизнь, не только не желая учиться ничему и ни у кого, но и похваляясь этим”.

Вот в чем польза книг. Они помогают разобраться, что к чему. И если ты живёшь при настоящей демократии, и появляется бесстыжий политик или болтун (или и то и другое в одном лице) – зовётся ли он Эфидемом, или как-то иначе, и говорит тебе, что глас народа, выше закона, ты вспоминаешь Сократа. И то, что казалось истиной, уже таковой не кажется. Тебе  становится смешно; хотя если ты испанец, и тебе, естественно, сейчас не до смеха, ты просто плюёшься и чертыхаешься. Потому что ты вспоминаешь битву при Аргинусских островах (406 г до н.э.), после которой несколько афинских стратегов  были обвинены в продажности и приговорены к смерти народным собранием, которое просто наплевало на юридические формальности. “Недопустимо, чтобы народу препятствовали в осуществлении его воли” – таков был аргумент, провозглашавший превосходство этой воли над законом, строго следуя которому, стратегов следовало бы оправдать. И что ещё показательно – судьям при этом тоже угрожали: мол, если те не согласятся с мнением суверенного народа, то сами будут осуждены вместе со стратегами. Разумеется, судьи все поняли и присоединились к “воле народа”. А стратеги были казнены. Только Сократ, который был одним из судей, был против. Один против всех. “Какая, к черту, воля народа”, – сказал он. Он признавал только власть закона. И остался в одиночестве.

Афиняне этого не забыли. “Общественное мнение” не простило Сократу, который отказался одобрить насилие над законом – даже во имя реальной или мнимой воли народа. И позднее это повлияло на его собственный процесс, когда его приговорили к тому, чтобы он выпил яд. Тогда Сократ тоже остался верен себе. Вместо того, чтобы бежать, а он мог это сделать, он остался в Афинах и исполнил закон, который его приговорил, заплатив жизнью за свою достойную последовательность.

А сейчас, просто из любопытства, спросите себя, сколько испанских политиков знают, кто такой Сократ? И какое им до него дело?

 

XL Semanal  08/12/2014